Население

Кроме шведов в Швеции проживает более 17 тысяч саамов, более 50 тысяч коренных финнов, а также более 450 тысяч этнических финнов, иммигрировавших в страну в течение XX века, а также их потомков. 91% составляют шведы, 4% другие скандинавские национальности и 5% иммигранты.

Швеция, будучи ещё в XX веке страной эмиграции, в настоящий период превратилась в страну прежде всего иммиграции. Современное шведское общество можно по праву назвать мультикультурным, то есть социально разнородным, включающим в себя представителей различных этносов и культур. Исторически Швеция всегда была этнически гомогенной страной, большую часть населения составляли шведы и этническое меньшинство — саамы, которые в XVIII—XIX веках кочевали по территории Северной Европы, а сейчас живут на севере страны.

В самой Швеции проживает около 9,3 млн чел. Середина XIX века вплоть до 1930-х годов — это период массовой эмиграции, люди покидали страну в поисках благосостояния из-за нищеты, религиозных преследований, нехватки веры в счастливое будущее, политических ограничений, из-за тяги к приключениям и на волне «золотой лихорадки». В период Первой мировой войны эмиграция замедлилась, в связи с ограничением иммиграции в США.

После Второй мировой войны Швеция становится страной иммиграции. До войны страна оставалась этнически однородной, во время войны основную часть иммигрантов составляли беженцы, в 30-е годы в страну иммигрировали возвращавшиеся из США шведы. Начиная с 1930-х годов, и по сей день, за исключением нескольких лет в 1970-х годах, иммиграция превышает эмиграцию. В 1950?60-е годы в страну хлынул большой поток иммигрантов в связи с ростом промышленности, необходимостью трудовых ресурсов, а также большое количество военных беженцев из Германии, скандинавских соседей, из балтийских государств. Многие из них впоследствии вернулись на родину, большее количество осталось, особенно это касается выходцев из Прибалтики. В послевоенный период страна пополняла свои трудовые ресурсы за счёт иммигрантов из других частей Скандинавии, Югославии, Греции, Италии и Турции. С конца 60-х годов в Швеции была введена регулируемая иммиграция.

В 1980-е годы по всей Западной Европе наблюдался приток ищущих убежище беженцев из Ирана, Ирака, Ливана, Сирии, Турции, Эритреи. К концу десятилетия беженцы из Сомали, Косова и некоторых бывших государств Восточной Европы начали присоединяться к очереди ищущих убежище. Таким образом, на современном этапе развития, можно с уверенностью назвать Швецию страной иммиграции. Около 15 % населения Швеции либо иммигрировали в страну, либо растут в семьях иммигрантов. Благодаря этим новым шведам прежде моноязычное шведское общество с гомогенной этнической структурой стало обществом мультикультурным и интернациональным. На сегодняшний день каждый пятый гражданин страны имеет иностранное происхождение. Чтобы наглядно увидеть увеличение иммиграционных процессов в стране, стоит обратить внимание на тот факт, что прирост населения в 2007 году на 75 % (1,2 млн иностранцев всего проживало в 2007 г. в Швеции) состоял из иммиграционного притока в страну, и лишь на 25 % население увеличилось за счёт рождаемости в стране. Наблюдается процентное увеличение иммигрантов из Ирака, Румынии, Болгарии и Польши.

Под воздействием иммиграционных потоков менялось само общество, а также экономическая ситуация в стране, при этом стоит признать, что влияние иммигрантов на экономику можно оценить как неоднозначное, так как оно имеет как положительные, так и отрицательные последствия. Что касается социальной стабильности, то в данной области тоже существует немало проблем, связанных с этническим и культурным разнообразием и интеграцией иммигрантов в шведское общество. Важно учитывать, что правительство принимает шаги по улучшению обстановки в стране, совершенствуя законодательство, создавая специализированные структуры, занимающиеся данной проблематикой, вырабатывая стратегии толерантности между этническими и культурными группами внутри государства. Цель правительства Швеции состоит в достижении согласия, действительного политического, культурного, социального равноправия и равенства различных групп населения. Для этого и осуществляется политика мультикультурализма, но её осуществление сопровождается рядом социальных проблем, что приводит к пересмотру иммиграционной политики государства, её целей и направлений. В связи с этим меняется законодательство в иммиграционной сфере, принимаются новые законопроекты и вносятся поправки в действующие законы. Изменяется процедура принятия иммигрантов в страну, получения статуса беженца, выдачи вида на жительства, трудоустройства и т. д. Большинство иммигрантов живёт в агломерациях Стокгольма, Гётеборга и Мальмё.

Большинство верующих (79 % из всех верующих) принадлежит Церкви Швеции — лютеранской церкви, отделённой от государства в 2000 г. Также присутствуют католики, православные и баптисты. Часть саамов исповедуют анимизм. Вследствие иммиграции в стране появились представители ислама.

Языком де факто является шведский, принадлежащий группе германских языков, родственный норвежскому и датскому языкам, от которых отличается незначительно грамматически и лексически. С датским языком имеются сильные расхождения в фонетике, что препятствует свободному взаимопониманию. В стране, однако, отсутствует официальный язык — поскольку шведский занимает доминирующее положение, то никогда не поднимался вопрос о признании его официальным.

Большинство населения достаточно хорошо владеют английским языком. Тем более часть телевизионных каналов вещает на английском с субтитрами на шведском.

Языками национальных меньшинств признаны саамский, меянкиели, финский, цыганский и идиш. Первые три из них могут использоваться в государственных и муниципальных учреждениях, судах, детских садах и домах престарелых в некоторых частях лена Норрботтен.

Средняя продолжительность жизни у мужчин составляет 78,6 лет, у женщин — 83,3 года. 90 % населения Швеции проживает в коммунах, которые составляют не более 2000 жителей. Стокгольм, Гётеборг и Мальмё — самые густо заселенные территории страны.

Секция Web-дизайна ДДЮТ 'На Ленской'
  © 2012 г. Руководитель проекта Петриченко В.А.